Компьютерные игры. Как это делается

       

Брюс Шелли (Bruce С. Shelley), Ensemble Studios


Ведущий разработчик Ensemble Studios Брюс Шелли был одним из тех, кто помог компании добиться громкого успеха с серией игр Age of Empires. До перехода в Ensemble Studios он участвовал в создании многих игр компании MicroProse, в том числе Railroad Tycoon, Covert Action, а также единственной и неповторимой Civilization (совместно с Сидом Мейером).

Прежде чем выслушать его советы по созданию игр, мы попросили Брюса рассказать о том, как велись исследования для игр на исторической основе вроде Age of Empires I и II. (Доводилось ли вам когда-нибудь видеть в игре библиографические ссылки?) Наверное, это стоило немало денег? На что Брюс Шелли невозмутимо ответил:

При проектировании большинства игр не следует слишком углубляться в подробности. Не пытайтесь поразить игрока глубиной своих познаний. Ведь удовольствие от игры должен получить именно игрок, а не ее проектировщики или разработчики. Информационная насыщенность игры должна быть на уровне, доступном восприятию среднего человека. Я обычно начинаю свои исследования в детском отделе местной библиотеки. Это дает хорошие результаты, потому что детские книги содержат большое количество иллюстраций, а компьютерные игры очень интенсивно используют графику. Таким образом, одновременно с изучением темы можно подобрать для игры подходящие графические подсказки. Степень исторической подробности в детских книгах очень хорошо подходит для компьютерных игр, делая их наиболее раскупаемыми. А вот если ваша цель - очень точный симулятор для посвященных, тогда следует обратиться к более подробным источникам. В конце концов, чтобы лучше понять описываемые события и эпоху, я читаю далеко не только детские книжки.

Не стоит тратить большие деньги на исследования. В MicroProse бюджет на книги и другие источники информации был сильно ограничен, так что я выучился работать, используя только то, что можно было найти в библиотеке. Ensemble Studios гораздо охотнее покупала книги и видеокассеты, которые помогали в работе нашим дизайнерам и аниматорам.
Так, для Age of Empires II собранные материалы едва поместились на двух книжных полках.

Брюс Шелли уверен, что избыток информации в игре опасен, поскольку у большинства людей уже сложилось свое мнение о различных исторических событиях на основе кино и видеофильмов. Такая публика быстро разочаруется в игре, если вы слишком далеко отойдете в ней от общепринятой точки зрения. Далее он привел пример, чтобы проиллюстрировать это утверждение.

Если сюжет игры сильно отличается от ожидаемого, пользователи приходят в замешательство. Всегда старайтесь сделать игру максимально занимательной, пусть даже жертвуя воссозданием реальных исторических событий. Этот прием постоянно используется в индустрии развлечений, особенно в кинофильмах и телепрограммах.

В качестве примера можно привести катапульты из Age of Empires: они способны передвигаться и имеют большую площадь поражения. Насколько я знаю, в те давние времена оружия с подобными возможностями еще не было, но в нашей игре оно прижилось и стало неотъемлемой ее частью. Кроме того, в Age of Empires мы настроили значения дальности стрельбы, силы атаки и скорости движения для различных боевых единиц таким образом, чтобы между ними возникали интересные взаимодействия. Для достижения баланса мы использовали не реальные характеристики этих юнитов, а данные, полученные от игроков, тестировавших бета-версию. В «облегченных» летных симуляторах время полета от базы до места воздушного боя и назад обычно сокращается, поскольку полное его воспроизведение было бы утомительно для играющего. Кроме того, игрокам обычно дается гораздо больше горючего и боеприпасов, чем это возможно в реальном мире. Все это делается для усиления развлекательной стороны игры, которой в данном случае является сам воздушный бой, а не многочасовые перелеты к месту его проведения.

Я обратил внимание Брюса на то, что, приступая к созданию новой игры, начинающий разработчик может испытывать страх перед уже существующими на рынке «монстрами». Есть ли у него какой-нибудь совет как добиться успеха? В ответ Брюс Шелли предложил следующий набор основных рекомендаций создателям игр.



Проектируйте игры так, чтобы в них хотелось играть самому, в надежде на то, что ваши вкусы совпадают со вкусами миллионов других людей.

Постарайтесь сделать игру привлекательной как для искушенных, так и для начинающих игроков. Первые создадут ей репутацию, но основной объем продаж приходится все же на долю казуалов, случайных покупателей. Учтите, что чрезмерный натурализм, обилие крови и сквернословия в игре могут значительно ослабить интерес к ней со стороны случайных покупателей, а значит, ограничат возможные объемы продаж.

Предложите играющему интересные нестандартные решения. Это основа любой игры.

Проанализируйте сильные стороны игр-конкурентов и спланируйте свою игру так, чтобы не уступать им в этих областях. Определите их слабые стороны и уделите в своем проекте особое внимание этим моментам, сделав их лучше, чем у конкурентов. Например, мы обнаружили, что до Age of Empires ни в одной из RTS не было ни честно играющего искусственного интеллекта, ни случайно создаваемых карт, ни настраиваемых условий победы. Включив эти возможности в нашу игру, мы сделали Age of Empires непохожей на другие стратегии в реальном времени, что помогло нам добиться той особой атмосферы, которая в итоге и принесла успех.

Не вводите в игру случайные события, неблагоприятно влияющие на игрока. Такие события едва ли вызовут дополнительный интерес пользователя, скорее он будет разочарован.

Создавая игру, следуйте двум основным целям: старайтесь доставить игроку максимум удовольствия от игры и минимум разочарований от непредсказуемых событий, плохого интерфейса и ошибок в работе программы.

И под конец Брюс Шелли произнес одну хорошо известную истину, которую особо подчеркнул.

Любая новая игра (возможно, в отношении продолжения известной серии это не так) должна увлечь игрока в первые 15 минут. В отличие от многих своих конкурентов, Age of Empires обладала этим качеством.

Что можно порекомендовать начинающему разработчику в связи с настройкой баланса боевых юнитов для стратегий в реальном времени?





На самом деле жестко оговоренных правил не существует. Вы просто должны положиться на свой инстинкт и на тысячи часов тестирования игры. Внесите исправления в те места, на которые будут поступать жалобы, и оставьте все как есть там, где их не будет. Если люди считают данную боевую единицу бесполезной, улучшите ее характеристики. Если все стремятся использовать только один вид юнитов, уменьшите его эффективность. Мы используем этот эволюционный процесс, так как он обеспечивает максимальные возможности для создания по-настоящему интересной игры. Существенным минусом этого метода является большая сложность прогноза. До тех пор пока мы не приблизимся к окончанию проекта, нельзя определить точное время его завершения. Для большинства издателей такие условия неприемлемы, поскольку нарушаются их маркетинговые, рекламные, бюджетные и прочие планы.

Для Age of Empires II была написана небольшая программа, позволяющая оперативно моделировать битвы между различными типами боевых единиц. Сражения велись с огромной скоростью, и за короткий промежуток времени мы получили практические сведения о том, как эти юниты воюют друг против друга. Рассчитать результаты схватки обычным способом весьма трудно: нередко десять единиц А, каждая из которых в одиночку всегда справляется с боевой единицей Б, всегда безнадежно проигрывают бой десяти Б.

Создателям стратегических игр, желающим узнать больше о настройке характеристик боевых единиц, будет полезно прочитать дополнительные советы в главе 7.


Содержание раздела