Компьютерные игры. Как это делается

       

Вине Дезидерио (Vince Desiderio), Running With Scissors


Вине «Дези» Дезидерио является исполнительным директором студии по разработке игр Running With Scissors (Тусон, штат Аризона, США). Первой игрой «Бегущих с ножницами» был вызвавший противоречивые отклики шутер Postal, где игрок брал на себя роль рассвирепевшего почтового работника, который расхаживал по собственному городу... с оружием. Можно утверждать, что успех игры Postal во многом объясняется сопровождавшей ее выпуск информационно-рекламной кампанией. Вот слова Дези о беспрецедентной шумихе в СМИ по поводу этой игры:

Postal завоевал множество наград и получил уйму хвалебных отзывов. Одна из моих любимых наград от сенатора от штата Коннектикут Джозефа Лейбермана (Joseph Leiberman) называется «худший продукт американского общества № 1». К слову, «номером вторым» был Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson), а третье место заняла реклама нижнего белья Калвина Кляйна (Calvin Klein). Еще одна впечатляющая награда - «Лучшая упаковка» от Ассоциации издателей программных продуктов (Software Publishers Association, SPA), довольно иронический приз, если учесть что игра исчезла с полок самых крупных магазинов через месяц.

По мнению Дези, при разработке большинства игр о маркетинге даже не думают. Он выделил вкратце основные моменты, на которые следует обратить внимание начинающему разработчику.

• Определите жанр игры. Для какой платформы предназначена игра, на какой круг потребителей рассчитана? Адресована ли ваша разработка многочисленным поклонникам ролевых игр или «простому смертному», среднестатистическому игроку с неопределенными пристрастиями? Другими словами, к какому жанру относится игра: экшен, спорт, головоломка? Для какой возрастной группы предназначена?

• Название. Running With Scissors - вот название, которое сразу говорит о том, что компания не имеет никакого отношения к обучающему ПО. Название игры Postal такое же простое и ясное, как Doom и Quake. Слов в названии может быть больше, чем одно, но они должны о чем-нибудь говорить, заинтриговать вас, вызвать желание поиграть.


• Сюжет. Хороший сюжет послужит не только для самой игры. Кто главный персонаж? Кого или что представляют собой враги? Тут стоит подумать о возможностях для лицензирования (книга, мультфильм, игрушки), дополнительных выпусках, продолжениях.

Дези вкратце рассказал нам о том, как Running With Scissors использовала свой нашумевший дебют для маркетинга игры.

Мы основали новую компанию и хотели, чтобы нас знали как разработчиков скандальных игр, отсюда и название - «Running With Scissors». На вопрос: «Что значит RWS?» - я обычно отвечаю: оно означает, что мы - это все, что вам запрещали делать в детстве.

У нас был один-единственный шанс сделать хит, потому что игра выпускалась на собственные деньги. Нам нужно было получить такую игру, которая бы моментально узнавалась и, естественно, сносила у потребителя крышу. Вот так он и появился, наш Postal. Мы нуждались в средстве для распространения информации об игре, которое не отождествлялось бы с кем-нибудь конкретно, поэтому мы создали вымышленный персонаж «Gimp», у которого и сейчас, вот уже год спустя, все еще около десяти тысяч подписчиков.

Гимп (Gimp) - талисман компании Running With Scissors и что-то вроде второго «я» ее сотрудников. Его автор - Дези, которому пришло в голову, что с точки зрения маркетинга было бы неплохо иметь инструмент для распространения новостей и формирования сети поклонников. Гимп по сей день продолжает выпускать еженедельные рассылки. «Короче говоря, - сказал Дези, - Гимп был очень даже реальной частью нашей маркетинговой кампании».

Мы известили мир о выходе игры Postal с помощью пресс-релизов, а также открыли веб-сайт RWS. На это немедленно отреагировала почтовая служба - мы получили письмо непосредственно от начальника почтовой службы США! Что я сделал? Я... использовал это письмо в следующем пресс-релизе! Все остальное описано в анналах - поднялась жуткая шумиха не только в игровой прессе, но и в центральных СМИ - вплоть до Австралии! Мы попали на первую полосу Wall Street Journal (там же потом были опубликованы еще два посвященных нам материала) и Sunday London Times, около пятидесяти раз выступали на телевидении по всем ведущим телеканалам, около ста постановок на радио, у нас были дебаты в прямом эфире CNN с губернатором Арканзаса и т.д.




и т.п.

Несмотря на то что игра вышла уже довольно давно, Дези говорит, что, благодаря их рискованным ходам и хитрым приемам маркетинга, Postal до сих пор упоминается в СМИ, например в недавнем номере Reader's Digest. Внизу - кровавая сцена из игры Postal; справа - эскиз, дающий общее представление о главном... гм... герое. (Приводится с разрешения компании Running With Scissors, Inc.)



Так какой же из всей этой истории следует вывод? Дези ответил так:

Маркетинг делает игру известной, с помощью рекламы в печати или в Интернете, на радио или на телевидении, пресс-релизов или статей в газетах, и особенно - рождая молву. Возникает естественный вопрос, как добиться, чтобы об игре заговорили, не затратив ни единого доллара? Ответ: создавайте новости; наиболее экономичный метод - использовать Интернет для выпуска пресс-релизов, но определяющий фактор, который слишком часто упускают из вида даже состоявшиеся издатели и разработчики, - это активное продолжение кампании. Новости о выходе игры Postal и сопровождавшая его скандальная реклама, заглохли бы, если бы мы не поддерживали эту шумиху, постоянно изобретая все новые и новые поводы для нее. Были потрачены многие часы работы на написание ответов на тысячи электронных писем, на создание Гимпа и постоянный выпуск все новой и новой информации об игре. Когда я спрашиваю у себя, почему люди до сих пор интересуются игрой Postal (а на самом деле это вопрос о том, какую следующую игру готовит Running With Scissors), ответ абсолютно ясен: потому что мы создали культуру, мы создали потребность, желание получить что-то в этом роде!

Тем, кто задает такой же вопрос, интересно будет знать, что следующая игра компании будет называться Flesh & Wire.


Содержание раздела